Бедность отрицательно влияет на развитие мозга детей

Результаты очередной научной работы свидетельствуют о том, что растущие в семьях с низким уровнем достатка дети могут демонстрировать негативные изменения структуры мозга, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни. К их числу отнесены трудности в обучении, депрессия и неспособность справиться со стрессом.

По мнению исследователей из Сент-Луиса, сделанные ими выводы связаны с отсутствием у родителей или опекунов таких детей необходимых воспитательных навыков. Чтобы прийти к такому мнению, исследовательская группа изучила влияние бедности на процесс развития мозга у 145 детей, применяя для этого магнитно-резонансную томографию. В анализе были задействованы дети 6-12 лет, входящие в программу дошкольного исследования депрессии.

Некоторые дети были полностью здоровы, у других были диагностированы определённые психические расстройства и депрессия, в том числе СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследователи для измерения бедности использовали соотношение доходов семьи к потребностям, когда в расчёт берётся размер семьи и уровень годового дохода. В настоящее время порог бедности для семьи из четырёх человек составляет в США $23550 в год.

Чтобы оценить уровня родительского воспитания детей, велось наблюдение во время посещений клинических учреждений. При визите к врачу ребёнку давали пакет в подарочной упаковке. Родителя ребёнка просили заполнить документы, и до тех пор, пока они не заполнены, ребёнка просили не открывать подарок. Тем самым исследователи оценили уровень воспитания путём мониторинга нетерпения ребёнка и терпения родителей по отношению к ребёнку. Такой метод продемонстрировал, что живущие за чертой бедности родители оказались более подвержены стрессу и в меньшей степени способны заниматься воспитанием детей.

«Причин недостаточной эмоциональной отзывчивости родителей может быть множество. К их числу могут относиться необходимость работать на нескольких работах или постоянная необходимость на всём экономить, чтобы хватало денег на пропитание», говорит детский психиатр и главный автор исследования Джоан Л. Луби. «Возможно, что они живут в небезопасных районах. При таких обстоятельствах у многих не хватает сил на воспитание детей».

Результаты исследования показали, что живущие в семьях за чертой бедности дети, родителям которых недоставало навыков воспитания, обладают меньшим объёмом серого и белого вещества мозга. Белое вещество, по словам медиков, влияет на способность мозга передавать сигналы между клетками, а серое вещество отвечает за интеллект.

МРТ-сканирование показало, что у детей из бедных семей две ключевых структуры мозга меньше в объёме по сравнению с детьми из семей с большим достатком. Это миндалина, связанная с эмоциональным здоровьем структура, и гиппокамп, связанная с памятью и обучением область мозга.

Дети из бедных семей больше других подвержены влиянию стрессовых жизненных обстоятельств, затрагивающих развитие мозга. «Всё большее число неврологических исследований показывают, что бедность негативно сказывается на развитии мозга. Наше исследование демонстрирует, что влияние бедности на растущий мозг, особенно в гиппокампе, сильно зависит от воспитания и жизненного уровня».

Улучшение родительских навыков признано «жизненно важным»

Исследователи уверены, что поскольку отсутствие воспитания ребёнка со стороны родителей может существенно повлиять на развитие мозга, «жизненно важную» роль играют программы общественного здоровья, направлены на развитие у родителей воспитательных навыков.

«Испытывая положительную поддержку со стороны родителей, дети могут избежать в процессе развития когнитивных и эмоциональных проблем. Исследование дает нам конкретную цель, в направлении которой необходимо действовать: своевременно вмешательство, помогающее воспитанию детей, избавит их от множества проблем во взрослой жизни».

На ту же тему
© 2017 ·   Войти   · Здоровый Мозг Наверх